» Безопасность детей » Безопасность и любопытство

Безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе?

 

Создать безопасное пространство

 

Первое разочарование нередко происходит из-за не оправдавшихся ожиданий. Родители редко говорят с детьми о том, как устроена школа, как вести себя с учительницей, не объясняют, можно ли на уроке пойти в туалет или поболтать с приятелем, если вдруг стало скучно... «Постарайтесь показать ребенку, где он будет учиться, заранее, советует детский психолог Елена Морозова. И играйте с ним «в школу», «в учительницу». Это поможет ему освоиться с новой жизнью, а его ожидания станут более реалистичными». «Трудно учиться с удовольствием и тогда, когда дома родители постоянно критикуют школу, когда им самим не нравится учительница, добавляет семейный психолог Людмила Петрановская. Ребенок чувствует, что мама оставляет его в школе с неспокойным сердцем. Реакция взрослых означает для него одно - в школе небезопасно. И он пугается, чувствует себя беззащитным и тратит много сил на то, чтобы справиться со своими страхами. Энергии на учебу у него просто не остается». «Помочь младшим школьникам учиться - значит быть рядом, откликаться и поддерживать ,продолжает Елена Морозова. Быть вовлеченным в жизнь сына или дочери, быть взрослым по-настоящему».

 

Развивать любознательность

 

Ребенок нуждается в нас, но при этом он не должен быть от нас зависимым. Именно в первом классе он начинает всерьез учиться самостоятельности. Но есть ситуации, с которыми сам он еще не может справиться. Скучно учить буквы, уже умея читать. Трудно заставить себя писать бесконечные ряды закорючек и заучивать правила. Интерес к учебе и потребность познавать постепенно угасают. «Конечно, стоит объяснить ребенку, что это только начало и потом задания будут более сложными и более интересными, считает психолог Тамара Гордеева .И все же, признаемся, школьная рутина действительно скучна». Именно родителям предстоит «брать ребенка за руку» и открывать перед ним новое. «Смотрите вместе с ним на облака и рассказывайте ему о планетах, объясните ему что такое любовь, гуляйте по лесу, ощущая его запахи и прислушиваясь к звукам, предлагает Елена Морозова. Множество открытий, удовольствие, которое ребенок непременно почувствует в такие мгновения, позволят ему сохранить радостное любопытство к миру, желание исследовать, экспериментировать и наблюдать». Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые постепенно вызывают отвращение к обучению.

 

Замечать достижения

 

Каждому хочется быть успешным. Но повторяющиеся неудачи рождают чувство беспомощности, дети перестают пробовать и теряют веру в себя. «В этом случае постарайтесь сдержаться и не указывать ребенку на каждую его ошибку, да еще попутно сообщая «как надо»,советует Елена Морозова. Лучшее, что могут сделать родители, научить ребенка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Похвалите его за то, что раньше он делал 25 ошибок в диктанте, а сейчас лишь 22. Замечайте даже минимальные достижения». Учеба, особенно в младших классах, невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Каждому мальчику и девочке важно испытать чувство победы - в учебе, творчестве или спорте. Но в этом возрасте дети быстро забывают о своих маленьких успехах. Иногда, чтобы чувствовать себя сильнее, ребенку достаточно сказать себе: «Пусть я медленно считаю, но зато пишу аккуратно». Тем, кто сомневается в своих силах, это ощущение«я могу»помогает разорвать замкнутый круг не успешности. «Поэтому так важно, чтобы в тех предметах, где ребенок чувствует хотя бы небольшой интерес, родители почаще напоминали ему о его успехах»,уточняет Елена Морозова.

 

Восьмилетки учатся иначе

 

Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ. И обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8 - 9 - летних детей не менялась, когда их работу критиковали. В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках. И только с 12-13 лет подростки эмоционально реагируют на сообщения об их ошибках и неудачах и могут извлечь пользу из своего негативного опыта.

 

Ваш ребенок утратил интерес к учебе, если:

 

Он уже больше трех недель у него есть хотя бы половина из следующих проблем.

Он говорит, что учитель его не любит или ему не нравится.

Отказывается от помощи, даже когда она необходима.

Перед уходом в школу у него болит живот, он забывает свои вещи.

Он недоволен своими отметками.

Он уверен, что у него ничего не получится, и хочет, чтобы его успокоили и похвалили.

Быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть.

Не рассказывает о школе.

Говорит, что учитель слишком часто кричит.

В первом классе скучает

по детскому саду, в четвертом - боится перехода в пятый.

Жалуется, что у него нет друзей среди одноклассников.



Дата публикации: 25-08-2011, 14:15


Похожие статьи: