» Советы начинающим водителям » Каким должно быть правильное торможение?

Каким должно быть правильное торможение?

Процесс, который направлен на уменьшение скорости транспортного средства и приводит к его остановке, называется торможением. При формировании навыков управления автомобилем этот процесс является одним из важнейших и в то же время самых трудных элементов. Безопасность движения на автомобиле во многом зависит от умения водителя правильно и эффективно тормозить. Кроме того, перед началом движения водитель должен убедиться в том, что тормозная система данного транспортного средства исправна; любая неисправность в ней чревата серьезными последствиями.

 

Виды торможения: экстренное торможение

 

Процесс торможения условно можно разделить на два вида. Первый вид – экстренное торможение, которое иногда еще называют «нештатным», второй – служебное или «штатное» торможение.

 

Экстренное торможение имеет интенсивный характер и применяется в сложных и непредвиденных случаях таких, как предотвращение столкновения с препятствием, наезда на пешехода и т.п. Именно благодаря экстренному торможению в таких нештатных ситуациях зачастую удается избежать ДТП. Возникновение нештатных ситуаций и дало название данному виду торможения: не предполагая снизить скорость и совершить внезапную остановку, водитель вынужден совершить торможение для предотвращения ДТП.

 

Неопытные водители ошибочно полагают, что при совершении экстренного торможения, выворачивая руль, они смогут изменить траекторию движения. Однако подобный маневр может привести лишь к закручиванию вокруг своей оси автомобиля. Кроме того, специалисты рекомендуют в такой нештатной ситуации сохранять обычную позу за рулем, прислонившись лопатками к спинке сидения – наклонившись вперед, как это делают многие, вы перестанете «чувствовать» автомобиль. Также при экстренном торможении ни в коем случае не следует сбрасывать сцепление – подобная ошибка грозит полной неуправляемостью транспортного средства.

 

Виды торможения: служебное торможение

 

Заранее намеченная водителем остановка транспортного средства или снижение его скорости называется служебным торможением. Оно используется в штатных условиях езды. Торможение в этом случае осуществляется в стандартном рабочем режиме, и его причиной не является возникновение непредвиденного препятствия или опасной ситуации.

 

Способы торможения: плавное и резкое торможение

 

Существуют также различные способы торможения, наиболее распространенных два:

 

1. Плавное торможение. Данный способ используется чаще всего. Если дорожное покрытие сухое, водитель, плавно нажимая на педаль тормоза, снижает постепенно скорость движения. Если же дорога скользкая, то при торможении, чтобы избежать заноса, водитель должен не допустить полной блокировки колес. Плавное торможение нагружает узлы и агрегаты автомобиля в минимальной степени, благодаря чему уменьшается вероятность их преждевременного износа, а соответственно увеличивается срок эксплуатации.

 

2. Резкое торможение. Этот способ позволяет максимально интенсивно уменьшить скорость движения автомобиля до его полной остановки при необходимости. Экстренное торможение осуществляется именно таким способом. Суть данного способа заключается в следующем: прикладывая определенное усилие к тормозной педали в течение короткого промежутка времени, водитель производит резкое торможение. Важный момент, о котором не стоит забывать – тормозная сила, воспринимаемая заторможенным нескользящим колесом, более значительна, чем при движении «юзом», имеющем гораздо меньший коэффициент сцепления.

 

Опасности резкого торможения

 

При резком торможении транспортное средство довольно часто заносит в сторону, колеса же блокируются и автомобиль движется «юзом». Эти обстоятельства являются причиной увеличения тормозного пути, вследствие чего может возникнуть ДТП. Чтобы этого избежать, производя резкое торможение, при блокировке колес уменьшите давление на педаль тормоза.

 

Резкое и сильное нажатие на педаль тормоза является вполне естественной, но, тем не менее, ошибочной, реакция большинства водителей на внезапное появление опасности. Подобное действие опасно тем, что автомобиль становится неуправляемым и неустойчивым полностью или частично. Чувство страха в подобной обстановке нередко вызывает у человека оцепенение, в результате которого водитель продолжает сильно давить на педаль тормоза, а ситуация и без того опасная может только усугубиться. В таком случае колеса полностью блокируются, но по инерции автомобиль продолжает движение и, если тормозного пути не хватает, совершает столкновение с другим автомобилем или неподвижным препятствием. Так что в любой ситуации постарайтесь сохранять над собой контроль.

 

Способы торможения: ступенчатое и прерывистое торможение

 

Есть еще два способа торможения, довольно эффективных в экстренных ситуациях: ступенчатое и прерывистое торможение.

 

1. При ступенчатом торможении водитель, прикладывая значительное усилие к тормозной педали, добивается кратковременной блокировки колес и сразу же после этого снижает давление на тормоз, но само торможение при этом не прекращает, далее он снова усиливает давление вплоть до блокировки колес и т.д. Каждый этап такого торможения дает возможность откорректировать устойчивость автомобиля и избежать его заноса.

 

2. Прерывистое торможение во многом повторяет ступенчатое с той лишь разницей, что вместо ослабления давления на педаль тормоза она полностью отпускается. В таком случае эффективность торможения несколько снижается, поэтому с целью уменьшения тормозного пути тормозную педаль следует циклически перемещать относительно ее положения, приводящего к блокировке колес. Подобный принцип заложен в действие антиблокировочных систем – систем АБС. Благодаря тому, что в момент блокировки колес водитель прекращает давление на тормоз, он постоянно сохраняет контакт с машиной.

 

Особенности прерывистого торможения

 

Конечно, чтобы почувствовать момент, когда колеса заблокируются, нужен некоторый опыт, однако есть ряд признаков, позволяющих точно определить его наступление. Прежде всего, скорость транспортного средства даже при усилении давления на тормоз перестает снижаться. Появляется стойкое ощущение, что автомобиль начинает «уводить» в сторону. Ну и, наконец, визг тормозов – скользя, резина колес издает весьма характерный звук.

 

Тормозить таким способом имеет смысл на дорогах, где встречаются ухабы, разного рода неровности, на скользких дорогах, а также на тех участках, где дорожное покрытие имеет разные состояния (снег сменяется асфальтом, а он, в свою очередь, – льдом). Однако осуществить прерывистое торможение довольно сложно, далеко не все опытные автомобилисты обладают должным уровнем мастерства для выполнения подобных маневров.

 

Первое нажатие на педаль тормоза, в том случае если оно было резким и кратковременным, позволяет оценить состояние дорожного покрытия, его скользкость. Впрочем, при неоднородном дорожном покрытие более сильное нажатие на тормоз может вызывать «рысканье» транспортного средства и даже его занос, это объясняется также тем, что тормозные механизмы колес имеют разную реакцию. Поэтому важно уловить момент, когда колеса вращаются свободно (а это происходит при полном прекращении давления на тормоз), и успеть произвести с помощью руля коррекцию положения машины на дороге. Последующие же усилия на тормозную педаль могут быть немного сильнее и продолжительнее, при этом следует помнить, что полная блокировка колес наступает гораздо позже при низкой скорости движения.

 

Тормозная система большинства современных автомобилей уже укомплектована АБС. С ее помощью прерывистое торможение осуществляется гораздо проще: даже при довольно-таки сильно и резком давлении на педаль тормоза колеса не будут полностью блокироваться. Положительный аспект применения АБС заключается также в меньшем износе колесной резины и существенном улучшении поперечной устойчивости автомобиля. Помимо этого АБС позволяет изменять с помощью рулевого колеса траекторию движения транспортного средства при нажатии на тормоз.

 

Торможение двигателем

 

Если потребовалось просто снизить скорость движения, то можно попытаться сделать это без применения тормозной системы, а только с помощью двигателя автомобиля. Такой способ позволяет снизить до минимума скорость движения, однако полная остановка транспортного средства все равно потребует участия тормозной системы.

 

При торможении двигателем выполняется переход передачи с повышенной на пониженную. В принципе, можно просто отпустить педаль газа на передаче, на которой осуществлялось движение, в этом случае двигатель сразу же переходит на холостой ход, и скорость автомобиля быстро снижается, далее следует переключиться на пониженную передачу. Для усиления эффекта, отпуская сцепление, можно не нажимать педаль газа.

 

Сущность этого процесса заключается в том, что крутящий момент на ведущие колеса авто начинает передаваться с замедлением, из-за этого скорость их вращения уменьшается, что приводит к торможению движения машины. Вследствие этого эффекта происходит временное перераспределение массы автомобиля: передняя ось принимает на себя основную нагрузку, что приводит к значительному увеличению величины силы сцепления управляемых колес и дорожного покрытия.



Дата публикации: 7-05-2011, 19:18


Похожие статьи:

  • Основные приемы торможения
  • Как правильно выполняется прерывистое торможение
  • О резком торможении при езде на автомобиле
  • Как себя вести на разном дорожном покрытии и при различных погодных условия ...
  • Имитация прерывистого и ступенчатого торможения системой ABS
  • Что важно знать при выполнении торможения двигателем?
  • В каких ситуациях торможение двигателем более эффективно?
  • Выполняем экстренное торможение правильно
  • Правила экстренного торможения
  • Как тормозить сносом всех колес?