» Советы начинающим водителям » О действующих на автомобиль физических силах

О действующих на автомобиль физических силах

В том случае, если водитель авто понимает физические законы, он способен обеспечить более безопасное движение машины на проезжей части. Без знания и понимания законов физики довольно сложно грамотно оценивать ситуацию на дороге, правильно организовать сложные маневры и максимально быстро найти верное решение в случае опасности для жизни.

 

О воздействии силы тяжести на авто

 

На каждое транспортное средство при его движении воздействуют многие физические силы. Все эти силы делятся на два вида: одни силы содействуют движению машины, другие силы этому движению сопротивляются.

 

Главной физической силой, воздействующей на авто, является сила тяжести. Устремлена эта сила всегда вертикально вниз, она равномерно сосредоточена по всем колесам и осям транспортного средства. Своим весом автомобиль давит на поверхность дороги, при этом, чем больше вес авто, тем больше сила сцепления его колес с покрытием проезжей части.

 

Сила тяжести особо сильно действует в начале движения машины с места и при дальнейшем движении ведущих колес автомобиля. Если авто перемещается по наклонной дороге, из силы тяжести образуются 2 другие силы: одна прижимает машину к самой дороге, другая стремится опрокинуть авто в поперечном направлении к проезжей части или по направлению его движения в зависимости от направления уклона. Необходимо знать и учитывать, что более высокий центр тяжести и больший угол наклона автомобиля увеличивают опрокидывающую силу, то есть растет вероятность того, что машина перевернется.

 

Какие еще силы действуют на авто

 

Наряду с силой тяжести и силой опрокидывания на автомобиль действуют и многие другие физические силы. Это в первую очередь:

 

- сила сопротивления качению, возникающая при трении подшипников в колесах и шин о дорогу;

 

- сила сопротивления воздуха, направленная против движения авто и зависящая от обтекаемости машины и скорости ее движения;

 

- сила сопротивления подъему, зависящая от массы авто и угла его подъема;

 

- сила сноса образуется при сносе передних колес и заносе задних;

 

- сила инерции движения, направленная по ходу перемещения машины;

 

- центробежная сила, направленная от центра кривой поворота по радиусу и стремящаяся снести авто с дороги;

 

- сила инерции покоя, направленная против движения, когда машина только трогается и начинает разгоняться;

 

- сила аэродинамического воздействия потоков воздуха от больших обгоняющих или обгоняемых автомобилей, которая стремится снести авто с дороги;

 

- подъемная сила появляется при движении авто от возникающего под его передней частью давления воздушного потока, она стремится оторвать колеса машины от дороги, ухудшая при этом их сцепление с дорожным покрытием и управляемость автомобиля;

 

- сила сцепления находится в зависимости от нагрузки на ведущие колеса авто, состояния и качества дороги, скорости машины, давления в шинах и степени износа протекторов автомобилей;

 

- сила тяги зависит от  величины крутящего момента, который передается на колеса от трансмиссии, она вызывает движение авто путем отталкивания от дороги его колес;

 

- сила торможения появляется при снижении скорости машины.

 

Некоторые особенности действия сил на авто

 

Автомобиль может двигаться только, если сила тяги больше силы инерции покоя, однако меньше силы сцепления ведущих колес машины с дорогой. Если сила тяги превышает силу сцепления, то будет иметь место пробуксовывание.

 

Не менее важно учитывать и тормозную силу. Когда она больше силы сцепления колес автомобиля, машина начинает тормозить. Если сила торможения меньше силы сцепления, авто скользит «юзом».

 

Благодаря инерции движения транспортное средство может ехать с большой скоростью и незначительным расходом топлива. Широко используют инерцию движения водители при перемещении авто по наклонной дороге, когда можно отключить на время двигатель машины и двигаться «накатом».

 

Оказывается содействие силе торможения со стороны сил сопротивления подъему, качению, воздуху. В то же время препятствует торможению автомобиля сила инерции, которая особенно сильна при осуществлении движения с уклона.

 

При снижении скорости автомобиля и движении с уклона происходит перемещение силы тяжести вперед и формируется продольный опрокидывающий момент. Им создается дополнительная нагрузка на переднюю ось, используемую для улучшения сцепления с дорогой на поворотах при торможении двигателем и поворачивании колес.

 

Центробежная сила зависит от радиуса поворота, скорости машины, ее веса. Для уменьшения воздействия со стороны этой силы необходимо снизить скорость движения или увеличить радиус поворота.



Дата публикации: 13-05-2011, 17:26


Похожие статьи: